В День Сибири тюменские казаки почтили память атамана Ермака с дружиной

8 ноября 2018 года, в День Сибири у Поклонного Креста на Исторической площади в Тюмени отслужили заупокойную литию в память об атамане Ермаке и его дружине. Помолились о всех первопроходцах, чьим трудами и подвигами к России были присоединены богатые сибирские земли – от Урала до Дальнего Востока. Возглавил богослужение митрополит Тобольский и Тюменский Димитрий.

Забытый до недавнего времени праздник – День Сибири – имеет богатую историю. Праздник был официально утвержден в 1881 году и приурочен к дате 26 октября (8 ноября по новому стилю), когда в 1581 (по другим источника источникам, в 1582) году казаки под предводительством атамана Ермака, разгромив войска хана Кучума, вступили в столицу Сибирского ханства Искер. Именно с этого времени, по мнению многих историков, начинается процесс превращения Руси в Россию.

 

В непростое время после убийства императора Александра II недавно взошедший на трон император Александр III учредил государственный праздник – День Сибири – в честь 300-летия ее присоединения к Российской империи. Некоторую пикантность ситуации придает то, что среди ратующих за появление такого праздника были Николай Ядринцев и Григорий Потанин, основатели и идеологи движения сибирского областничества, считавшие Сибирь колонией России, а сибиряков отдельной нацией, требовавшие предоставления Сибири автономии, за что при Александре II подвергались гонениям и арестам.

Государь не только разрешил учреждение праздника, но и обратился к сибирякам с посланием, в котором подчеркнул огромное значение, которое Сибирь имеет для России.

“Надеюсь, – писал тогда государь, – что со временем, с Божьей милостью и помощью, обширный и богатый Сибирский край, составляющий уже три столетия нераздельную часть России, будет в состоянии нераздельно же с нею воспользоваться одинаковыми правительственными учреждениями, благами просвещения и усилением промышленной деятельности на общую пользу во славу дорогого нашего Отечества”.

Учреждение Дня Сибири стало сигналом о том, что в правительстве России помнят о сибирском крае, понимают его огромное значение для империи и будут способствовать развитию его и приобщению к благам цивилизации. Неудивительно, что известие об учреждении праздника вызвало самую горячую радость сибиряков.

Традициями новый праздник оброс достаточно быстро.

Прежде всего, повсеместно было принято вспоминать отцов-основателей: в сибирских городах и поселках служились торжественные молебны в честь Ермака, а также других воевод и атаманов, которые стали строителями сибирских острогов, а население выходило на крестные ходы, отдавая таким образом дань памяти покорителям Сибири.

Не менее насыщенной была и светская часть празднования Дня Сибири. Так у сибирских губернаторов считалось правилом хорошего тона приурочить ко Дню Сибири торжественный прием или бал. Но не только в губернских центрах в День Сибири собирались представители интеллигенции и именитые сибиряки: повсюду устраивались тематические собрания, где обсуждали общие сибирские проблемы и пути их решения, обменивались мнениями, рассуждали о роли Сибири в истории страны. В театрах и образовательных учреждениях к празднику были приурочены спектакли, концерты, выходили в свет специальные выпуски печатных изданий. От благотворителей и меценатов к главному сибирскому празднику ждали крупных пожертвований и, как правило, не обманывались в своих ожиданиях.

Примечательно, что и обе российские столицы также не стояли в стороне от Дня Сибири: сибирские землячества и в Санкт-Петербурге и Москве были достаточно велики, поэтому они устраивали торжественные приемы и собрания, привнося дух сибирского праздника в европейскую часть империи.

Надо отметить, что дата 26 октября (8 ноября), на которую приходилось празднование Дня Сибири, была очень удачной. Осенняя страда завершена, урожай собран, а значит, можно подсчитывать дары щедрой сибирской природы. Гуляли весело и с задором. Почти как Масленица, только осенью.

В последний раз День Сибири отметили в 1918 году, после чего о славном празднике не вспоминали до начала 2000-х гг., когда в крупных сибирских городах – Тюмени, Новосибирске, Омске, Барнауле начались попытки возвратить столь важный для сибиряков праздник.